Профессиональный взгляд извне:

как очная супервизия помогает раскрыть потенциал детей с РАС в проекте «Звёздный старт»

В работе с особыми детьми, особенно с расстройством аутистического спектра (РАС), даже самый опытный педагог или тьютор может столкнуться с ситуацией, когда прогресс замедляется. Возникают вопросы: правильно ли выбран метод коррекции? Как лучше всего отреагировать на то или иное поведение? Именно в такие моменты на помощь приходит супервизия — профессиональная поддержка и анализ работы специалистов со стороны внешнего эксперта. В феврале 2025 года в рамках нашего проекта «Звёздный старт» прошла ключевая очная супервизия, которая стала мощным импульсом для дальнейшего развития наших детей.

Что такое супервизия и почему она так важна?

Супервизия в прикладном анализе поведения (ПАП) — это не проверка и не экзамен для педагогов. Это процесс профессионального наставничества, в ходе которого сертифицированный специалист (супервизор) наблюдает за работой команды, анализирует её и дает конкретные рекомендации по оптимизации учебного процесса.

Для наших детей с РАС такая работа невероятно ценна, потому что она позволяет:

  • Индивидуализировать подход: Эксперт помогает тонко настроить образовательные маршруты под уникальные потребности каждого ребенка.
  • Корректировать нежелательное поведение: Супервизор предлагает эффективные и научно-обоснованные стратегии работы со сложным поведением, которое может мешать обучению.
  • Повысить квалификацию специалистов: Учителя и тьюторы получают бесценный опыт, учатся новым методам и сразу применяют их на практике.

Уникальный эксперт для нашего проекта

Для проведения супервизии мы специально пригласили высококлассного специалиста из Новосибирска — Анну Николаевну Трубицыну, поведенческого аналитика из Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения НГУ. Анна Николаевна обладает колоссальным опытом работы с ресурсными классами и группами для детей с РАС по всей России. Привлечение эксперта такого уровня из другого региона — это уникальный шанс для Хабаровска, который стал возможным благодаря поддержке фонда Сбербанка Благотворительный фонд «Вклад в будущее».

Как проходила очная супервизия в «Звёздном старте»?

В течение шести дней в лицее «Звёздный» кипела интенсивная работа:

  1. Наблюдение «вживую»: Анна Николаевна присутствовала на групповых занятиях у каждой из трех наших групп. Она наблюдала за взаимодействием между детьми, учителем и тьютором, фиксируя малейшие нюансы поведения и реакций.
  2. Мгновенная обратная связь: После каждого занятия проводился часовой «разбор полетов» со специалистами. Анна Николаевна отвечала на вопросы, объясняла причины тех или иных поведенческих проявлений у детей и предлагала конкретные техники и стратегии для их коррекции.
  3. Коррекция программ: На основе наблюдений были скорректированы индивидуальные образовательные маршруты детей. В них добавились новые, более точные цели и методы их достижения.
  4. Работа с запросами: Педагоги заранее подготовили список самых сложных случаев и вопросов, на которые получили развернутые и понятные ответы.

Результаты: больше, чем просто советы

Главный итог этой недели — не просто кипа конспектов и рекомендаций. Наши учителя и тьюторы получили мощную поддержку и уверенность в своих действиях. В арсенале команды появились новые, доказавшие свою эффективность методики. Для каждого ребенка был определен четкий и реалистичный план работы до конца учебного года.

Заключение

Очная супервизия — это не роскошь, а необходимое условие для качественной и эффективной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Это инвестиция в профессионализм наших специалистов и, в конечном счете, в успешное будущее наших детей. Благодаря такой комплексной поддержке мы еще на шаг приближаемся к нашей главной цели — подготовить детей к обучению в школе и помочь им раскрыть свой безграничный потенциал.

Мероприятия по проекту «Звёздный старт» проводятся при поддержке фонда Сбербанка Благотворительный фонд «Вклад в будущее»